Битлз в советских периодических печатных изданиях 1975 года
Битлз в советских печатных изданиях

Последнее обновление 12 июля 2023 года


«Пшекруй» (Польша)
ЗАКАТ БИТЛЗ? (перевод с польского)
газета Литература ун Максла Рига, 1975, № 36 (1607), 6 сентября, стр. 14, ил., на латышском языке.


Эта статья была напечатана в латвийской еженедельной газете Литература ун Максла (Literatūra un Māksla, что означает Литература и искусство), которая являлась органом Союза советских писателей, художников, композиторов, архитекторов и кинематографистов Латвии, Театрального общества Латвии и печаталась на латышском языке.
Оригинальное название статьи на латышском языке – VAI BĪTLU NORIETS?. Вышла она под рубрикой "ārzemes" (что переводится как "за рубежом"). В подписи к публикации указано, что она написана по материалам журнала Przekrój (Пшекруй – это популярный польский общественно-политический еженедельный журнал, его название можно перевести как Разрез или Сечение, или Профиль).


«Пшекруй» (Польша), Или упадок Битлов? (перевод с польского). Газета Литература ун Максла (Рига) № 36 (1607) от 6 сентября 1975 года, стр. 14, ил., на латышском языке.

[Для увеличения статьи, кликните на изображение, затем на синий квадрат в правом нижнем углу]


На русском языке текст статьи представлен ниже.


ЗАКАТ БИТЛЗ?


Без лишнего шума, почти в полной секретности недавно было ликвидировано общее предприятие членов ансамбля Битлз «Apple». Как же это контрастировало с мощной рекламой, сопровождавшей учреждение этой фирмы весной 1967 года!
Она должна была стать первым предприятием такого рода, которое помогало бы творцам развивать свой талант, а не эксплуатировало его в целях наживы. Так четверо основателей и собственников собирались поддерживать любые, даже самые фантастические и рискованные замыслы. Предприятие «Apple» должно было выпускать пластинки, открывать таланты, снимать фильмы и даже изготавливать электронную аппаратуру. Однако вскоре фирму начали осаждать всевозможные прожектёры, чудики и самые заурядные аферисты. Да и таланты битлов в сфере финансов не шли ни в какое сравнение с их творческими способностями. После смерти Брайана Эпстейна у них не было доброго советчика, и через несколько месяцев фирма «Apple» очутилась на пороге банкротства. Дальнейшие события повлекли за собой распад ансамбля.
Тем временем Джон Леннон развёлся со своей первой женой Синтией и женился на японской актрисе Йоко Оно. Через несколько месяцев его примеру последовал Пол Маккартни, женой которого стала Линда Истман, одна из наследниц концерна «Кодак».
О последующих событиях по сей день существуют лишь всяческие догадки. Битлы хотели найти кого-нибудь, кто привёл бы в порядок финансы их фирмы. Леннон предложил американского менеджера Аллена Клейна. Маккартни хотел, чтобы директором фирмы стал его тесть, известный нью-йоркский адвокат и финансист. Джордж Харрисон и Ринго Старр поддерживали Джона. Битлы подписали соглашение с Алленом Клейном, но Пол отказался это делать. Когда вышел в свет его первый сольный альбом, потрясённые покупатели обнаружили в нём листок с сообщением о том, что Пол Маккартни вышел из ансамбля.
Были ли причиной разногласий только деньги? Скорее всего, не меньшую роль сыграло соперничество Джона и Пола. С самого начала неофициальным руководителем Битлз был Джон Леннон. Однако всё большее значение приобретал Пол Маккартни. Не секрет, что все наиболее популярные песни Битлз сочинил Пол, но авторами всегда указывались Леннон и Маккартни.
Женитьбы Пола и Джона ослабили сплочённость ансамбля, изменились и они сами. Пол Маккартни, до того известный своими многочисленными любовными похождениями, стал примерным мужем и отцом. Его песенки прославляли любовь и семейное счастье. Йоко Оно повлияла на взгляды Леннона, и песни стали более радикальными. В этой семье именно Йоко становится главой в творческом плане. Показательно, что ансамбль Леннона называется «Plastic Ono Band». Джон и Йоко играли с представителями авангарда джазовой музыки.
Они живут в США, так же как Пол Маккартни с женой, новая пластинка которых называется «Венера и Марс». После ухода из ансамбля «Битлз» его первые диски были не очень интересными, однако последующие становятся всё лучше и лучше (у Джона Леннона, напротив, дело обстоит иначе). Предыдущая пластинка руководимого им ансамбля «Wings» «Band On The Run» установила в предыдущем году в Англии рекорд по числу проданных экземпляров. Считается, что это единственный альбом кого-либо из бывших битлов, способный состязаться с совместно записанными группой пластинками.
В прошлом году к активной музыкальной жизни вернулся Джордж Харрисон. Это было большое турне по Соединённым Штатам и Канаде вместе с группой индийских музыкантов во главе с Рави Шанкаром, негритянским органистом Билли Престоном и джазовым ансамблем Тома Скотта. Турне оказалось не очень успешным, поскольку Джордж Харрисон, очевидно, переоценил свои способности и на фоне своих великолепных аккомпаниаторов выглядел довольно бледно.
И наконец, Ринго Старр. Как музыкант он был без особых претензий, в ансамбле его роль тоже была минимальной. Правда, он записал четыре сольных пластинки, однако главным его полем деятельности стало кино. Уже в первых двух фильмах битлов проявились его актёрские способности. После этого он сыграл несколько небольших ролей, а нынче стал продюсером. Один из снятых им фильмов, «Рождённый для буги», – про лидера рок-группы «T. Rex» Марка Болана.
В этом году заканчивается договор Битлз с фирмой грампластинок EMI. После ликвидации «Apple» они свободны и ото всех других договорённостей. Ринго, Пол и Джордж сразу учредили свои фирмы грампластинок. Фирма Пола называется MPL, что означает сокращённо «McCartney Productions Ltd.», Ринго назвал свою «Ringo's Records», а Джордж свою – «Dark Horse» (Тёмная лошадка). В этом есть символический смысл, поскольку Джордж Харрисон был «тёмной лошадкой» ансамбля Битлз, и его талант в полной мере раскрылся только после распада ансамбля. Джон Леннон ещё не раскрыл своих планов, но похоже, что именно он получит наибольшую часть собственности ликвидированной фирмы.
Сыграют ли битлы ещё когда-нибудь вместе? Стоит кому-нибудь из них случайно встретиться друг с другом, как начинают ходить самые фантастические слухи. В возможном возрождении ансамбля заинтересованы не только молодые любители музыки, но и специалисты индустрии развлечений, которые полагают, что этот факт мог бы оживить приходящий в последнее время в упадок музыкальный рынок, как это случилось тогда, когда ансамбль только появился. Влияние группы по-прежнему велико. И трудно поверить, что скоро исполнится десять лет последнему совместному концерту.
Что осталось от ансамбля Битлз? В первую очередь, песни – около 200, которые сегодня уже принадлежат к классике эстрадной музыки. В отношении композиторского таланта, битлов ставят в один ряд с такими выдающимися эстрадными композиторами как Джером Керн, Ирвинг Берлин или Коул Портер. Многих они превзошли, потому что их творчество было богатым и разнообразным. Кроме рок-музыки, они сочиняли романтические баллады, произведения блюзового характера, песни в духе стилизованных ковбойских баллад, использовали древние английские народные песни, элементы восточного фольклора, симфонической, электронной и конкретной музыки.
Не удивительно, что работы Битлз включали в свой репертуар представители всевозможных музыкальных жанров. У многих песен десятки и даже сотни интерпретаций. Прямые доходы от авторских прав – главное богатство Леннона и Маккартни. За концерты и пластинки битлы получили сравнительно немного, о чём свидетельствует тот факт, что доходы Джорджа и Ринго раз в пять меньше, чем у Пола и Джона.
Вторым и, возможно, важнейшим в наследии Битлз является их влияние на молодёжную моду. Всё началось с волос, зачёсанных на лоб, и курток без воротников. Именно битлы ввели в обиход длинные волосы и яркую мужскую одежду. Их поклонникам остались также воспоминания и тоска по прошлому. В прошлом году в Соединённых Штатах состоялся первый слёт поклонников Битлз, во время которого торговали битловскими сувенирами. Собрались тысячи почитателей Битлз.
Ностальгия по бывшим Битлз помогла заработать и таким людям как продюсер мюзиклов «Волосы» и «Иисус Христос суперзвезда» Роберт Стигвуд. Недавно он подготовил новый мюзикл, про битлов, – «Джон, Пол, Джордж, Ринго... и Берт». Намечено его также экранизировать. В Соединённых Штатах поставлено музыкальное представление «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», в котором использованы песни Битлз. Всё это свидетельствует о том, что влияние «Ливерпульской четвёрки» на обычную жизнь и на эстрадную музыку будет ощущаться ещё долго.

(По материалам журнала «Przekroj»)


На снимке: актёры мюзикла «Джон, Пол, Джордж, Ринго... и Берт».


(Перевод с латышского – Сергей Гайдаров,
в редакции Андрея Луканина)